Четверг, 25.04.2024, 07:58Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Промокашка.ru
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [22] В помощь учителю [0]
Классному руководителю [6] Копилочка [11]
Обучение с увлечением [15] Родителям будущих первоклассников [9]
О чём говорят звёзды [0] Видеоклипы [4]
Музыкальная шкатулка [24] Копилочка АМО [30]
Любимые мультфильмы [12] Мои клипы [2]
Школа 2100 (3 класс) [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 440
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
счетчик посещений
Форма входа
Погода
Время
Календарь
Осталось...
Афоризмы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наша кнопка
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Кружок "РОСТ: развитие,общение, самооценка, творчество" 1 класс
    16.06.2015, 10:49

    2.Пояснительная записка

    Цель обучения ребёнка состоит в том,

    чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

    П. Хаббард - амер. писатель

    Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей.

            Рабочая программа к курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Программа  разработана учителем начальных классов Седовой Т.В. на основе программ Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» и О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

            Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

            Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

            Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

             В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

           Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

    Цели курса

    • создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
    • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

    Задачи курса

    1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
    2. Формирование положительной «Я - концепции».
    3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
    4. Развитие навыков рефлексивных действий.
    5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
    6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

    Ожидаемые результаты:

    - улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

    - развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

    - укрепление здоровья школьников.

    Планируемые личностные результаты

    Самоопределение:

    - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

    - принятие образа «хорошего ученика»;

    - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

    - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

    Смыслообразование:

    - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

    - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

    - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Нравственно-этическая ориентация:

    - уважительное отношение к иному мнению;

    - навыки сотрудничества в разных ситуаций;

    - эстетические потребности, ценности и чувства.

    Универсальные учебные действия. Структура занятий

    Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД).

    Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).

    Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.

    Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы...»)

    Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни...», «аргументируй своё мнение...», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.

    Назовём основные этапы занятия в 1 классе.

    1)  «Разминка»

    Основной задачей данного этапа является создание у ребят  определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они  способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

    2)      Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве.

    3)      «Поиграем с пальчиками»

    Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение. В этом пособии приведены примеры, как можно выполнить данные задания, но необходимо помнить, что предпочтительнее, если ребёнок сам придумает и воплотит предлагаемый образ. Единственное ограничение — в упражнении должны быть преимущественно задействованы ладони и пальцы.

    4)    «Графический диктант. Штриховка»

    В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

     На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

     При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется ус­тойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолю­бие, усидчивость.

     Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

     5) «Весёлая зарядка»

    Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, то есть «войти в образ». Следует поощрять во время этих упражнений фантазию — как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие крики животных или звуки механизмов).

    6)      «Нестандартные задачи»

    Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.

    7)  Логопедические упражнения

    Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель должен сначала 2—3 раза прочитать скороговорку, соблюдая ударения и чётко произнося выделяемый звук. После этого 2—3 раза дети произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).

    8)  Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей.

         9) «Помоги художнику»

    Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.

    По завершении каждого занятия ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.

    Формы подведения итогов реализации программы

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Особенностями этой системы являются:

    - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    - использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

     

     

    3. Учебно-тематический план

    № п/п

    Кол-во часов

    Содержание занятия и развиваемые способности

    Дата

    план

    факт

    1

    1

    Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.

     

     

    2

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    3

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    4

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

     

     

    5

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    6

    1

    Изготовление работ в технике рваной аппликации.

     

     

    7

    1

    Творческая работа в технике рваной аппликации.

     

     

    8

    1

    Совершенствование воображения.

     

     

    9

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    10

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    11

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

     

     

    12

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    13

    1

    Изготовление объёмных поделок из бумаги.

     

     

    14

    1

    Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.

     

     

    15

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    16

    1

    Совершенствование воображения.

     

     

    17

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    18

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

     

     

    19

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    20

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    21

    1

    Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.

     

     

    22

    1

    Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги.

     

     

    23

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    24

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    25

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

     

     

    26

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

     

     

    27

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    28

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения.

     

     

    29

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

     

     

    30

    1

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

     

     

    31

    1

    Конструирование. Изготовление простейших многогранников.

     

     

    32

    1

    Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур.

     

     

    33

    1

    Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

     

     

    Итого: 33 часа

     

    4. Содержание учебной программы

    В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

    Основные виды заданий:

    - динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;

    - познавательно-логические;

    - коммуникативные.

    Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

    Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

    В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.

    Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

    Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

    Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная, интегрированная.

    Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

    5.Методическое обеспечение

    - примерная рабочая программа курса;

    - поурочные разработки для учителя;

    - раздаточный материал для ученика.

    6. Материально-техническое обеспечение

    - материалы для оформления и детского творчества;

    - наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.

    7. Список литературы

    1. Е.Г.Коннова «РОСТ: Развитие Общение Самооценка Творчество»

     1 класс   Пособие для учителей и родителей  Легион Ростов-на-Дону 2013

    1. Е.Г.Коннова «РОСТ: Развитие Общение Самооценка Творчество»

     1 класс  Индивидуальная тетрадь школьника Легион Ростов-на-Дону 2013

    1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011.
    2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: STW
    Просмотров: 3533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: