Что
является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной
особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий
главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми
учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования
к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД
понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности",
"надпредметные действия" и т.п.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся
на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и
коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования
УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности
обучающихся".
Что
изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в
профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и
редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого
компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение
окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и
наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов,
цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с
традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В
контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные
источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе
широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее
перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл
проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются
информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты
"Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и
многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового
стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении
одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского
языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке
окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой
деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы,
природные явления и т.п.
Могут
ли родители принимать участие в формировании ООП?
Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП
формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Также стандарт разрешает формирование
индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов
происходит с участием родителей и учащихся.
Изменяться
ли учебники для начальной школы?
Да, содержание учебников изменено в соответствии с
новыми требованиями к результатам.
Какие
образовательные системы, приняты государством?
Сейчас наши ученики 1-ой ступени образования
занимаются в рамках какой-то одной государственной системы. Всего существует
три системы образования, принятые государством:
– традиционная начальная система;
– развивающая система Л. В. Занкова;
– развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В.
Давыдова.
В трех системах начального образования интенсивно
развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических
комплексов (УМК).
– УМК
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель, профессор Н.Ф. Виноградова)
соответсует ФГОС;
– УМК «Перспектива» соответсует ФГОС;
– «Школа 2100» (научный руководитель академик А. А.
Леонтьев) соответсует ФГОС;
– УМК «Школа России» (научный руководитель А.А.
Плешаков) соответсует ФГОС;
– УМК «Планета знаний» (под редакцией И.А.
Петровой);
– УМК «Гармония» (научный руководитель, профессор
Н.Б. Истомина);
– УМК «Классическая начальная школа» (научный
руководитель, профессор Т. Г. Рамзаева);
– УМК «Перспективная начальная школа» (научный
руководитель, профессор Р.Г. Чуракова)
– УМК развивающей системы Л.В. Занкова;
– УМК развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова.
Какова
продолжительность уроков по ФГОС?
в 1 классе – 35 минут (при невозможности
организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока
продолжается не более 35 минут), после 3 урока - динамическая пауза. Обучение в
1-м классе осуществляется с использование «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый);
во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по
45 минут каждый (согласно новым Сан.ПиНам);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению
общеобразовательного учреждения).
Продолжительность
учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не
менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные
недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной
нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения,
который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в
неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на
которую отводится 10 часов в неделю.
Что
такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
Сколько
дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их
количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной
перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх
общей программы обучения.
Предусматривает
ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в
начальной школе?
Общее количество учебных занятий не изменилось и не
может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в
зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка).
Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока
физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это
зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011
года.
Для
чего проводятся тестирования в первом классе?
Тестирование в первых классах не проводится. Также
не существует «миниЕГЭ», которые сейчас существуют в продаже ни для первых, ни
для каких классов начальной школы. В школе проводятся мониторинговые исследования.
Они носят диагностический характер. Цель проведения – не проверка знаний и
способностей вашего ребенка, а измерение уровня готовности к обучению
(проводится в некоторых школах в начале учебного года) и уровня усвоения
учебного материала, уровня овладения универсальными учебными действиями (проводится во всех школах в
конце первого класса).
Главное!
По
каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы
ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите
ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!