Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении
методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году
финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на
выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская
газета, 2006, 14 января) приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации об
осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных учреждений (далее — рекомендации).
Рекомендовать органам управления образованием
субъектов Российской Федерации довести рекомендации до государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Министр
А. Фурсенко
Методические рекомендации об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Настоящие методические рекомендации разработаны в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам
субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за
выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам
государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов
образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами
воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном
учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в
решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого
возложены функции классного руководителя (далее — классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об
общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее — Типовое положение), на
педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия
приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися
в классе.
Класс — группа обучающихся, как правило, одного
возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к
условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178—02
(введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом
России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением
наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях,
расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов
составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х)
объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования
наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при
объединении в один комплект трех-четырех классов — не более 15 человек.
Цель
и задачи деятельности классного руководителя
Цель
деятельности классного руководителя — создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации
в обществе.
Задачи
деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса
- создание благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
- формирование здорового образа жизни
- организация системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности коллектива класса
- защита прав и интересов обучающихся
- организация системной работы с обучающимися в
классе
- гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров
- организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.
Функции
классного руководителя
Деятельность классного руководителя —
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и
эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические
основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными
технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности
необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.
Функции
классного руководителя:
Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения
с семьей
- установление контактов с родителями (иными
законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании
обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования)
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными
законными представителями) обучающихся
- взаимодействие с педагогическими работниками, а
также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения
- организация в классе образовательного процесса,
оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива
- организация воспитательной работы с обучающимися
через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий
- стимулирование и учет разнообразной деятельности
обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом,
класса в целом
- ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между
обучающимися
- установление взаимодействия между педагогическими
работниками и обучающимися
- содействие общему благоприятному психологическому
климату п коллективе класса
- оказание помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития
- определение состояния и перспектив развития
коллектива класса.
Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы
работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный
руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен
мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и
др.)
групповые (творческие группы, органы самоуправления
и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы,
слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно
руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности
в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
- учитывать принципы организации образовательного
процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия
- обеспечивать целостность содержания, форм и
методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии
оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного
руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев:
результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень,
которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей
культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной
работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
Источник: http://anstars.ru
|