Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы
на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под
номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35
вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +». Инструкция для родителей. Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для
развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам
предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать
и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с
другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в
клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится
в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»;
если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной. Обработка результатов. Вопросы составлены
в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и
техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3. художественная деятельность;
4. физкультура и спорт;
5. коммуникативные интересы;
6. природа и естествознание;
7. домашние
обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная
методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень
полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью
легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и
минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При
подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку
на объективность испытуемых.
Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка
интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда
детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том
случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности
интересов ребенка.
Данная методика может активизировать
работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных
детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной
проблемой.
Интересным будет также сопоставление
ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину
направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с
детьми, так и с их родителями. Лист вопросов. - Нравится ли решать логические задачи
и задачи на сообразительность.
- Нравится ли слушать или читать
самостоятельно сказки, рассказы, повести.
- Нравится ли петь, музицировать.
- Нравится ли заниматься физкультурой.
- Нравится ли вместе с другими детьми
играть в различные коллективные игры.
- Нравится ли слушать или читать
рассказы о природе.
- Нравится ли делать что-нибудь на
кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Нравится ли играть с техническим
конструктором.
- Нравится ли изучать иностранный язык,
интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
- Нравится ли самостоятельно рисовать.
- Нравится ли играть в спортивные,
подвижные игры.
- Нравится ли руководить играми.
- Нравится ли ходить в лес, на поле,
наблюдать за растениями, животными.
- Нравится ли ходить в магазин за
продуктами.
- Нравится ли слушать или читать книги
о технике (машинах, космических кораблях).
- Нравится ли играть в игры с отгадыванием
слов (названий городов, животных).
- Нравится ли самостоятельно сочинять
истории, сказки, рассказы.
- Нравится ли соблюдать режим дня,
делать зарядку по утрам.
- Нравится ли разговаривать с новыми
незнакомыми людьми.
- Нравится ли ухаживать за аквариумом,
растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами,
помогать им, лечить их.
- Нравится ли убирать за собой книги,
тетради, игрушки.
- Нравится ли конструировать, рисовать
проекты самолётов, кораблей.
- Нравится ли знакомится с историей
(посещать исторические музеи).
- Нравится ли самостоятельно, без
побуждения взрослых заниматься различными видами художественного
творчества.
- Нравится ли читать или слушать книги
о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Нравится ли объяснять что-то другим
детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
- Нравится ли ухаживать за домашними
растениями.
- Нравится ли помогать взрослым делать
уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
- Нравится ли считать самостоятельно,
заниматься математикой в школе.
- Нравится ли знакомиться с
общественными явлениями и международными событиями.
- Нравится ли участвовать в постановке
спектаклей.
- Нравится ли заниматься спортом в
секциях и кружках.
- Нравится ли помогать другим людям.
- Нравится ли работать в саду, на
огороде, выращивать растения.
- Нравится ли помогать и самостоятельно
шить, вышивать, стирать.
Карта
интересов ребёнка.
Лист ответов.
Дата__________. Фамилия,
имя_________________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/86-diagnosis-giftedness/1041-metodika-diagnostiki-odaren |