Опросный
лист Анкета,
которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между
школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь,
пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь,
что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты
хотел видеть командиром вашей
группы?_________________________________________________________________
2.Если бы
вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам,
кого бы ты хотел видеть капитаном этой
команды?________________________________________________________________
3.Кого из
класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в
гости?_________________________________________________________________ После
каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые
соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо! Обработка
полученных результатов Результаты
опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в
алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а
по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого
выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту
таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на
первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора);
при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все
эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам
всех школьников. Например: Пример
социометрической таблицы
Затем вы
подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и
заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В
нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра
будет считаться его рейтингом. Интерпретация
полученных результатов Полученные
рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в
коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров –
авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае
это школьники Б и Г);
рядовых членов
коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством
членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А,
Е и Ж);
одиночек, то
есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников
или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это
школьники В, Д и З);
отверженных,
то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой
рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы,
это школьник И).
Если
проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов
друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о
дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в
нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они
всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
Источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-55.shtml |