Групповая работа рассматривается как
наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения, так как уровень
осмысления и усвоения материала заметно
возрастает. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать
познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные
особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации
знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют
гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.
Обучение путём использования
групповой работы предполагает такое размещение рабочих мест, чтобы ученики
могли видеть лица друг друга. Варианты работы:
·
Работа соседей по парте – частый случай групповой работы.
·
Другой вариант предполагает обычную посадку, а в
определённый момент по команде учителя дети поворачиваются к соседям со
стульями (в этом случае необходимо следить за правильной посадкой учащихся) или
дети работают стоя (это более оптимальный вариант, так как позволяет снять
статическое утомление мышц).
Первые уроки работы в
малых группах – это не столько получение новых знаний, сколько развитие умений
работать в коллективе. Поэтому учителю необходимо запастись терпением.
Имейте в виду, что в
группах учащиеся могут выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе!
Поэтому и заданий вы предлагаете меньше.
Модели групповой работы
№
п/п
|
Типы взаимодействия
|
Особенности организации
|
Этап обучения
|
1
|
Лидерный
(есть руководитель)
|
В качестве лидера на
первых порах может выступать учитель
|
1 – 2 класс
|
2
|
Паритетный (равноправный)
|
Задания
распределены заранее, невыполнение задания одним участником группы приводит к
невыполнению задания всей группы.
|
3 – 4 класс
|
3
|
Демократический
|
Дети
сами договариваются, кто - что будет
делать.
|
4 класс
|
В ходе организации групповой работы необходимо учитывать
следующие условия:
1. Обеспечение каждому члену группы возможности для
активного участия.
Условие
может быть выполнено лишь тогда, когда количество учащихся в группе
относительно невелико. Оптимальной по составу для детей младшего школьного
возраста является группа численностью от 3 до 5 человек. В такой группе можно
наилучшим образом распределить обязанности, скоординировать действия.
2.
Предоставьте возможность ученикам самим распределить роли, напомните им, что
следует предусмотреть такие роли как: организатор
– отвечает за работу группы в целом, секретарь
– фиксирует идеи, критик – высказывает противоположную точку зрения,
возникающие в процессе обсуждения, контролёр
– проверяет все ли поняли принятое решение, докладчик – представляет
мнение группы. Рекомендуется систематически изменять состав и распределение
ролей в детских группах.
,3.
Отношения в группе должны строиться на равноправной демократичной основе.
Ребёнок имеет право на свою точку зрения. Это умение формируем у детей
постепенно. С этой целью вместе с ребятами сформулируйте правила общения. Для каждого правила можно придумать условный
знак:
Работать не очень громко:
Когда один говорит, другой слушает:
Мнение группы представляет один человек:
Одновременно отрабатываем
один или два навыка общения. Например, работая над правилом: «Учимся
слушать и слышать», учитель чётко формулирует, зачем нужно овладеть этим
навыком, объясняет, как этого добиться. Проговаривает критерии оценки. Во время
практикума идёт поощрение таких действий детей, которые направлены на овладение
данным навыком. Затем проходит обсуждение, причём работу группы оценивают сами
члены группы. В повседневной жизни учитель продолжает поощрять подобные
действия ребят. Когда умение будет достаточно развито, переходим к следующему.
Причём от каждого умения должна остаться фраза, которая становится обычным
элементом урока. Например, «Я во многом согласен с мнением …, но мне хотелось
бы добавить…», которая с одной стороны показывает внимание к собеседнику и
заставляет ученика прислушаться к ответам других. Фразы: «Я с этим не согласен,
но подумать стоит», «По моему мнению, …» позволяют сохранить индивидуальность
каждого и не обидеть собеседника.
По мере приобретения опыта групповой работы
деятельность детей в группах будет всё более эффективной. На смену отработке
навыков общения придёт выработка навыков эффективной совместной работы, которая
будет приводить к более высоким результатам в успеваемости.
4. Подбор детей в
группы осуществляется с учётом личных склонностей. Самому слабому ученику нужен
не столько сильный ученик, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух
озорников объединять не стоит.
Существует два подхода:
·
Группу
формирует учитель. В этом случае достигается наибольший эффект от совместной
работы, в ходе которой дети будут учиться, а не выяснять отношения. Эти группы
могут быть как однородные (ученики с одинаковой успеваемостью), так и
разнородные. В зависимости от целей и задач групповой работы.
·
Группу
выбирают ученики. Групповая работа, в которой дети сами выбирают состав
группы, гораздо более мотивирована. Но
последствия такой работы могут быть не всегда удачными, если, например, в одну
группу попадут все «сильные» ученики, а в другую – «слабые».
Вывод: в разных случаях надо действовать по-разному. Оптимальный
вариант - это умение учителя
советоваться с детьми.
Советы учителю
1.
Не принуждайте к работе в группе детей, которые не
хотят работать вместе.
2.
Не наказывайте детей лишением права участвовать в
совместной работе.
3.
Чётко сообщайте перед работой цель групповой работы не только
дидактическую, но и социальную.
4.
В процессе групповой работы списывания с доски не
должно быть!
5.
Продолжительность групповой работы не более 15-20 минут
в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах.
6.
Не требуйте абсолютной тишины. В классе может быть
условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (колокольчик).
7.
Не переходите к более сложной работе, пока не будут
проработаны простейшие формы общения.
8.
Состав групп рекомендуется периодически менять. Если вы
видите, что работа в группе идёт слажено, можно попробовать группу сохранить.
9.
Больше доверяйте ученикам, постепенно передавая им инициативу
организации групповой работы.
|