Исходя из дневной динамики
работоспособности, 1 урок – малоэффективен, т.к. невысокая умственная
деятельность. Самые плодотворные 2–3 уроки, во время 4-5 урока –
работоспособность снижена (физкультура, труд).
При
составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности учеников
на протяжении недели. В понедельник, работоспособность несколько снижена, поэтому
целесообразно день начать с уроков
физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъёму
работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм. Вторник, среда
– наиболее благоприятные дни для учебной работы. Начиная с четверга, уровень
работоспособности снижается.
Вывод: вторник,
среда - дни наивысшей нагрузки, в остальные дни целесообразно снизить нагрузку.
Целесообразно проводить интегрированные уроки,
построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, которые
являются в наибольшей степени эффективными и сохраняющими здоровье.
Благоприятное воздействие на умственную
работоспособность школьника оказывают такие предметы как физкультура, музыка,
изобразительное искусство, окружающий мир,
которые считаются «компенсаторными», помогают исключить возможность
излишнего умственного напряжения и утомления.
Трудность или лёгкость в изучении отдельных предметов
зависит от личности учителя, особенностей организации, учебного процесса,
увлечённости школьника учебным материалом.
Но вместе с тем физиологами
доказано, что некоторые предметы наиболее «опасны» для возникновения утомления.
Это математика, иностранный язык, русский язык в национальной школе. Достаточно
«лёгкими» являются физкультура, музыка, изобразительное искусство, окружающий
мир. Установлено благоприятное воздействие этих предметов на умственную
работоспособность. Поэтому их следует использовать для снятия напряжения и усталости.
При составлении
расписания следует опираться на ранговую шкалу трудности предметов (Сивков,
1988).
Учебный предмет
|
Количество баллов
|
Математика, русский язык для национальных школ)
Иностранный язык
Русский (национальный) язык, литература
Естествознание, география (окружающий мир)
Физкультура
Труд
Рисование
Пение
|
11
10
7
6
5
4
2
1
|
День недели
|
Макс. кол-во
уроков
|
1-2 класс
|
3-4 класс
|
Понедельник
|
4
|
20 б.
|
до 22 б.
|
Вторник
Среда
|
1 класс- 4 урока
2- 4 класс- 5 уроков
|
до 25-27 б,
до 29 б.
|
30-32 б.
|
Четверг
|
4
|
10-15 б.
|
до 17 б.
|
Пятница
|
4
|
до 18 б.
|
до 20 б.
|
Суббота
|
4 (1 класс не занимается)
|
до 20 б.
|
до 22 б.
|
Таким, образом, наибольшее количество
баллов приходится на вторник, среду. В целом, около 65% всей учебной нагрузки
должно проходиться на первые три дня недели, когда работоспособность учащихся
значительно выше, чем в конце недели. Именно во вторник и в среду планируются
контрольные работы и диктанты, творческие задания, которые проводятся на
втором, третьем уроке.
В расписании необходимо
предусмотреть облегчённый рабочий день за счёт уменьшения числа уроков и
планирования в этот день 2-3 урока по изучению лёгких предметов. Таким днём
предпочтительнее делать четверг. Например, в этот день лучше проводить уроки «Окружающего мира», музыки, физкультуры, труд, которые
способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на конец
недели большие письменные работы,
диктанты, самостоятельные работы.
Шестидневка для
первоклассника не допускается. В течение года учебную нагрузку надо увеличивать
постепенно к середине года и снижать к концу. Продолжительность перемен 10
минут, после третьего урока динамическая пауза в 60 минут.
В
адаптационный период (сентябрь-октябрь) рекомендуется проводить только три
урока в день, четвёртый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и др.
Продолжительность перемен между уроками – не
менее 10 минут, после третьего урока – динамическая пауза (45-60 минут).
Физиологически обоснованной является
продолжительность урока в 45 минут. Для
учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием
последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы,
настольные игры и др. Сдвоенные уроки в
начальной школе не рациональны. Для
учащихся 1-х классов – 35 минут с обязательным проведением 1-2
физкультминуток. Они не должны быть слишком кратковременными, т.к. за 20-30
секунд, которые часто отводятся на физкультминутки, утомление не снимается.
Этот структурный элемент урока может занимать 2-3 минуты и включать упражнения
на расслабление всех групп мышц. Полезны
дыхательные упражнения, упражнения для улучшения мозгового кровообращения и
т.д. (см. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. АСТ - Астрель. М.
– 2003).
Динамическую паузу целесообразно проводить
на свежем воздухе. Систематический отдых на открытом воздухе оказывает
закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Если выход на
улицу по каким-либо причинам невозможен, предусмотрите двигательную активность
в хорошо проветриваемом помещении.
|